INNOPROM ONLINE. Производственный персонал: из офлайна в онлайн или...?
15 апреля прошла первая онлайн-сессия на тему «Производственный персонал: из офлайна в онлайн или…?», в которой приняли участие руководители HR департаментов крупнейших компаний России: Ростех, Росатом, РМК, ЧТПЗ, Соллерс и ТМК.
Аудитория первой сессии превысила 3000 человек, онлайн-сессию смотрели в 20 регионах России, а также в Германии, Австрии, Франции и Италии.
Одним из главных вопросов сессии стали ключевые компетенции персонала, необходимые в новую цифровую эпоху.
Анна Шабарова, Вице-президент по кадровой политике и социальной ответственности Русская медная компания:
- На металлургических предприятиях практикуется «удаленка до пульта». Мы не можем вынести управление пультом на домашний компьютер, так как сегодня нет систем, защищающих этот процесс от внешних воздействий.
- Законодательство по охране труда, технике безопасности и трудовое законодательство не готовы к подобному режиму работы.
- Сейчас стоит вопрос наращивания общих компетенций, а не профессиональных. Для сохранения кадров на отдаленных территориях нужно дать возможность студентам учиться профессиональным навыкам удаленно, но экзамены принимать в областном центре – это спасения для территорий.
Татьяна Терентьева, Директор по персоналу ГК "РОСАТОМ":
- Текущая ситуация – это серьезный вызов, но благодаря единым платформам и IT-инфраструктуре получилось быстро перестроиться. Из 250 тысяч персонала более 90 тысяч находятся на рабочих местах, на заводах и других площадках. Для 20 тысяч было организовано удаленное рабочее место за две недели.
- Командная работа, мобилизация, сплоченность и самодисциплина помогли настроить процесс удаленной работы. Важная составляющая – коммуникация с участием руководства и сотрудников, которая дает единство понимания ситуации в госкорпорации, целей, задач и лучших практик.
Елена Семёнова, Директор по персоналу ПАО "СОЛЛЕРС":
- На месте должны работать те, кто непосредственно касается оборудования в физической среде. 93% «белых» воротничков на производстве могут выполнять работу удаленно, но требуется изменение функционала оставшихся на производстве 7%. Кроме их основных функциональных обязанностей, им необходимо вводить определенные данные с оборудования для тех, кто работает удаленно.
- Большой вызов – переосмысление роли рабочих пространств и управление офисом. Становится очевидно, что офисы предназначены для коллективной работы, а индивидуальные пространства лучше подходят для личной работы.
Оксана Назарова, Директор по организационному развитию и персоналу ЧТПЗ:
- Новая компетенция – multi-skills. Её активно развиваем у студентов, которые обучаются 3-4 профессиям. Для обеспечения непрерывного производства было необходимо обеспечить «чистые» смены: около 200 сотрудников в режиме полной самоизоляции, кто будет готов в любой момент заменить тех, кто подвергнется заражению. Мы отбирали тех, кто обладает большим количеством рабочих профессий, и обратим внимание на эту компетенцию как на ключевую с точки зрения развития производственного персонала.
- Zoom-конференции – новая реальность. Ты начинаешь по-новому чувствовать людей, на которых можешь опереться и сделать ставку.
Юлия Цветкова, Директор по управлению персоналом ГК "Ростех":
- Данная ситуация обнажила недостаток профессиональных инженерных и рабочих кадров. Решение данного вопроса зависит от корпоративного обучения, которое необходимо выстроить вместе с ВУЗами, базовыми кафедрами, обучающими организациями. Стараемся максимально приблизить обучение к задачам индустрии.
- Онлайн-обучение - хорошая тенденция, но она в большей степени касается soft skills и тематик, что можно перевести в формат вебинара или конференции. Обучение производственного персонала без работы на оборудовании - это невозможно. Hard skills инженеров выходят на первый план.
Елена Позолотина, Заместитель Генерального директора по управлению персоналом ПАО ТМК:
- Цифра позволила размыть границы и сделать людей ближе. Мы показываем, насколько заботимся о сотрудниках. Это и есть социально-ответственный бизнес.
- Функция обучения – масштабный вызов. Рассматриваем новые подходы, а образовательные программы будут пересмотрены. Мы можем сделать их более короткими, дистанционными в некоторой части, чтобы ускорить процесс подготовки новых сотрудников, что также повлечет изменение в подборе.