Цифровая революция Русской медной компании ЕРП ЦЕНТР

Цифровая революция Русской медной компании

17 декабря 2021

Президент РМК Всеволод Левин – о будущей цифровизации производств Компании

Всеволод Вадимович, мы все чаще слышим о цифровизации и цифровой трансформации. Что это и для каких сфер актуально?

Каждый из нас так или иначе сталкивался с этими решениями в повседневной жизни. Это платежи, заказ такси или еды через мобильные приложения и многое другое. Почти все государственные структуры разработали свои электронные сервисы, которые упрощают взаимодействие с гражданами. Теперь заказать справку, записаться к врачу или получить консультацию, можно не выходя из дома на портале госуслуг, например. Все это и есть процесс цифровизации.

Насколько эти процессы применимы в промышленности?

Вполне применимы. Цифровизация в промышленности это логичное продолжение процессов автоматизации и информатизации, которые активно развиваются последние 30 лет. Мы привносим цифровые технологии туда, где их не было. К примеру, система, которая позволяет вести наблюдение, контроль и диспетчеризацию работы спецтехники в карьере, она же сможет спрогнозировать и предупредить нештатную ситуацию, способную привести к внеплановой остановке, а значит, к потерям и невыполнению плана. Благодаря цифровым технологиям создается основа для экономии ресурсов и времени, повышается производительность, улучшаются условия труда.

Вся мировая экономика переходит к цифровому формату организации, активно реализует такие концепции, как интернет вещей, машинное обучение, искусственный интеллект. По сути, мы говорим о новой промышленной революции, о неизбежности которой свидетельствуют многие факторы. Месторождения истощаются, и чтобы поддерживать эффективность их отработки, обеспечить загрузку обогатительных фабрик, металлургического производства, чтобы сохранить и создавать новые рабочие места, мы должны выйти на цифровой уровень управления и организации всех процессов.

Каким образом это коснется нас?

Часть цифровых решений уже реализована. К примеру, на Михеевском и Томинском ГОКах сегодня операторы дистанционно могут отслеживать технологические и рабочие параметры в любой точке, от гирационной дробилки до насосной станции оборотного водоснабжения. Причем не только отслеживать, но и вносить изменения в процесс. На Карабашмеди одним из первых примеров цифровых изменений стала новая система управления газоочистным оборудованием. В Кыштыме на современной цифровой базе построена система управления нового цеха электролитической фольги. Все это уровень мировых технологий. И постепенно мы будет приближать к нему все предприятия Группы РМК. Изменения коснутся всех сфер производства и управления: от добычи и металлургии до системы документооборота и корпоративных коммуникаций. Новые решения будут внедрены в финансовом секторе, юридической сфере, закупках. Это будет одна живая, прозрачная, эффективная система управления, которая обеспечит удобство и облегчит труд каждого из сотрудников компании.

А что изменится в содержании ежедневной работы сотрудников компании?

Главным образом цифровые технологии направлены на то, чтобы сократить монотонный физический труд, избавиться от рутинных процессов, обеспечить контроль операций и безопасность персонала. К примеру, есть такое направление в области искусственного интеллекта, как машинное, или компьютерное, зрение: множество датчиков и камер образуют систему, которая помогает минимизировать человеческий фактор в процессе, снизить вероятность травматизма. Машинное зрение может использоваться для контроля технологического процесса. Например, компьютер видит конвейерную ленту, анализирует, насколько качественно измельчена руда, и сообщает об отклонении от норм диспетчеру либо за считанные секунды сигнализирует о поломке (к примеру, зуба ковша). Планомерно будет внедрено и так называемое машинное обучение. Оно также поможет специалистам в управлении технологическими процессами. То есть программа будет самостоятельно решать, какие параметры установить, чтобы регулировать управление той же мельницей или флотацией. Все это значительно облегчит труд работников.

Может ли в этом случае ошибиться программа?

Одна из наших задач сегодня привлечь к реализации проекта тех подрядчиков, чей опыт внедрения машинного обучения имеет максимальный положительный отклик, иными словами, эти компании могут обеспечить точность машинного обучения до 95-98%. В этом случае ошибка программы сводится к минимуму. При этом важная роль, конечно же, отводится оператору. Чтобы контролировать работу автоматики, он должен обладать соответствующими навыками и опытом.

Значит, нужно подстраиваться под эту цифровую систему самим?

По сути, все эти цифровые изменения должны плавно интегрироваться в действующие процессы. Для этого, конечно, понадобится вовлекать и обучать сотрудников. Там, где это будет нужно, станем повышать цифровую грамотность, прививать навыки, которые нужны для использования цифровых устройств и коммуникационных ресурсов. Появятся и корпоративная программа, и возможности для самостоятельного обучения. Очевидно, что цифровизация приведет к увеличению использования мобильных устройств. Например, дробильщик или флотатор сможет через планшет прямо из цеха следить за основными параметрами технологического процесса. Так что вполне закономерно: чтобы свободно ориентироваться в новых решениях, необходимо пройти соответствующее обучение.

На какой стадии цифровизации компания находится сейчас?

Высокий уровень цифровизации достигнут на Михеевском и Томинском ГОКах. На последнем, например, установлены цифровые терминалы, с помощью которых работники могут получить интересующую информацию посмотреть расчетный листок или узнать остаток отпуска. Там же к марту планируем внедрить новые решения по системе безопасности. Одним из них должна стать технология умных касок. Она позволяет предупредить работника, чтобы он не заходил в опасную зону или обратил внимание на приближающуюся технику, а если понадобится помощь, технология может вызвать оператора.

Сейчас мы активно занимаемся централизацией и автоматизацией бухгалтерского и налогового учета, а также казначейских операций. Примеры — это как раз цифровые терминалы ТГОК и внедрение внешнего и внутреннего электронного документооборота. Однако не все предприятия технически готовы к новшествам. В первую очередь мы должны подтянуть уровень зрелости IT-инфраструктуры, которая должна стать базой для дальнейших изменений.

Параллельно выбираем партнера консалтинговую компанию, которая сформирует стратегию общей цифровизации Группы РМК. Это должна быть компания с успешным опытом реализации аналогичных проектов для крупнейших игроков отрасли. Мы опираемся на опыт лидеров цветной металлургии BHP Billiton, Rio Tinto, Freeport-McMoRan, Codelco, которые активно внедряют технологии цифровизации в свое производство.

Что мы получим на последнем этапе?

Весь процесс цифровизации займет порядка пяти лет, к этому времени мы повысим уровень производительности труда, контроля качества, результаты производства будут более прогнозируемыми, все будет подчинено одним стандартам и регламентам. Благодаря чему мы сформируем устойчивую компанию, сможем создавать новые производства и поддерживать действующие, а значит, сохраним рабочие места и сделаем условия работы комфортными и высокотехнологичными. Появятся дополнительные возможности развивать инфраструктуру территорий присутствия, заботиться о природе и, конечно же, о людях.



Возврат к списку